Психология и тест уверенности в себе Психодрама в России Поведенческая (психо)терапия Психотерапия и философия
 
| home | учебные материалы |

МИРОВОЗЗРЕНИЕ: ПСИХОТЕРАПИЯ ВМЕСТО ФИЛОСОФИИ?

© Елена Ромек, 1999


Вот уже несколько лет занятия философией со студентами - первокурсниками я предваряю небольшим "соцопросом". Его цель заключается в выяснении представлений моих юных визави о предмете "матери всех наук". Увы, их ответы не отличаются разнообразием: в 9 случаях из 10 философия отождествляется с мировоззрением. Тем больший эффект производит на них мой "рояль в кустах": вопросы о том, обладают ли мировоззрением люди, даже не подозревающие о существовании философии; способен ли дилетант (философ) обобщить мировоззренческие следствия, скажем, квантовой механики или физики твердого тела, и чего стоят такие обобщения; в чем "особенность" "философского мировоззрения", и кто является носителем последнего и т.п. Впрочем, недоумение моих студентов вполне понятно - разве, словари, энциклопедии и учебники всех мастей не твердят, что "философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место человека в нем"?

Теоретический анализ школьной традиции определения предмета философии содержится в работах А. В. Потемкина (см. А.В. Потемкин "О специфике философского знания", Ростов-на-Дону, 1973 и А.В. Потемкин "Проблема специфики философии в диатрибической традиции", Ростов-на-Дону, 1980), мне же хочется привлечь внимание к другой стороне проблемы. Статьи известного американского психодраматурга А. Блатнера свидетельствуют о том, что традиционная дисциплинарная монополия философии на "производство мировоззрения" основательно подорвана. Доктор Блатнер рассматривает указанное производство в качестве важнейшей функции психотерапии и "крупными мазками" набрасывает ноу-хау соответствующей технологии. Читатель отдаст должное честности ученого-постмодерниста: мировоззрение, подчеркивает он, есть не что иное, как совокупность "культурных мифов (Курсив мой - Е.Р.), отвечающих на вопросы о принадлежности человека и его судьбе". И поскольку в современном обществе "консенсус относительно этих мифов отсутствует", а потребность в них имеется, автор предлагает своеобразное мультикультурное мировоззренческое меню.

Первый проект, изложенный им в статье "Задачи психотерапии в эпоху постмодерна", рассчитан на "агностиков" образца 90-х . Второй ("К вопросу о полезности философии развития"), наверняка придется по вкусу людям религиозным, солидным, испытывающим ностальгию по старой доброй метафизике. В идеале каждый клиент должен получить "персональную мифологию". Опции мультикультурного меню воистину безграничны... Словом, перефразируя знаменитый афоризм, - метафизика, бойся психотерапии!

Статьи Адама Блатнера иллюстрируют важнейшую тенденцию развития психотерапии. Последняя все чаще, настойчивее и убедительнее играет роль "практической философии". В связи с этим стоит напомнить об инстинктивной "брезгливости естествоиспытателя", которую неизменно демонстрировал основатель "предприятия", почтенный доктор Фрейд в ответ на попытки придать психоанализу статус этико-педагогической (см., например, письма к Дж. Патнему от 7 июня и 8 июля 1915) или - не дай Бог! - теолого-философской доктрины ( см. "Лекции по введению в психоанализ", тридцать пятую лекцию).

 
 
Реклама

Учись работать с SPSS!
Психология и тест уверенности в себе